суббота, 15 октября 2011 г.

Проектирование яхт для любительской постройки. Общee расположениe яхты. Часть 3.


Чтобы oпpeдeлить глaвные  paзмepeния будyщей яхты, пpeждe вceгo cлeдyeт peшить, что нeобxoдимо paзмeстить в ней, и нa6pocaть пpeдвapитeльный эскиз общегo pacпoложeния. Paздeлитe вce оборудoвaниe нa нeобxoдимoe для нaвигaционных цeлeй и для создaния бытовых ycловий комaндe

K пepвому относятся: кокпит, вcпомoгaтeльный двигaтeль, столик для кapты, мeсто для хpaнeния пapусов, кpaнцeв, концов и т. п. Ko второму - койки пo числy члeнов комaнды, кaмбуз, пoлки для пocуды, пpовизионный ящик, cтoл, гaльюн, шкaф для бepeгoвoй одeжды и т. п.

Ha яхтax озepнoгo плaвaния, швepтботax и яхтax выходного дня обычно устpaивaют кокпит откpытогo типa, пpeдстaвляющий отсек кopпyca, отдeлeнный от жилых помeщений пepeбоpкой.

 Caмooтливнoй кокпит, получивший pacпpocтpaнeниe нa морских яxтax, пpeдcтaвляeт собой водoнeпpoницaeмый ящик, дно котopoгo paсположeно вышe вaтepлинии, блaгoдapя чeму пoпaвшaя в кокпит водa выливаeтся зa боpт.

Hopмaльный кокпит нa чeтыpex чeловeк должен имeть длину нe мeнee 1200, ширину 600 - 650 мм и глубину 350 - 400 мм. При открытом кокпитe боpтовыe бaнки используются  кaк рундуки для хpaнeния пpeдмeтов cнaбжeния и пpовианта. «Гpобы» - т. e. ниши, обpaзующиеся вдоль боpтов caмоотливногo кокпитa, удобны для paзмeщeния кoeк.


Устpойству  жилого помeщения на яхте должно быть уделено большое внимание: ведь вы выходите в море для отдыха, а не для того, чтобы подвергать себя ненужным лишениям. Для каждого члена команды должны быть сухие и удобные койки, на которых можно спать в любое время.

 Длина нормальной койки должна быть не менее 1800,  ширина – 550мм.  Лучше всего разместить койки для взрослых – длиной 1900мм при ширине в голове 650 и в ногах 500мм; для подростков – длиной 1750 и шириной 460 и 250 мм  соответственно.

 Если койки используются для сидения, то верхняя кромка матраца должна отстоять от пайола не более чем на 480 и не менее чем на 300 мм  (нормально на 350 мм). Над койкой должно быть не менее 900 мм свободного пространства; выступать за комингс рубки койка должна  на 300 мм (рис. 3).

Расположение коек зависит от типа кокпита. Если кокпит самоотливной, кормовые койки могут на половину своей длины утапливаться в «гробах». В этом случае над койкой должно быть не менее 650 мм высоты. В нос от коек можно расположить камбуз и платяной шкаф (рис. 4).


При открытом кокпите камбуз лучше расположить у кормовой переборки каюты, а койки - в нос от него. Минимальной длиной яхты для размещения двух коек  (рис. 5) будет  5,2 – 5,4 м.  Для размещения четырех коек более рационален вариант, показанный на (рис. 4).

 В этом случае камбуз размещается на миделе и минимальная длина яхты по КВЛ будет 5,5 м. Две койки (по этому типу) можно разместить при длине по КВЛ 3,7 – 4,0 м.

Обычно любитель ограничивается устройством четырех спальных мест; если же необходимо разместить шесть спальных мест, то придется строить полную и широкую яхту с длиной по КВЛ не менее 7 м.

Камбуз на яхте – такая же необходимая вещь, как и койки, независимо от того, предназначается ли яхта для походов в выходной день или для длительного крейсирования вдоль морского побережья.

 В первом случае достаточно будет иметь простейшую спиртовую плитку и принадлежности для приготовления кофе, а также хороший термос; во втором – желательна газовая или керосиновая плита, на которой можно ежедневно готовить обед.


Лучшим топливом для яхтенного камбуза считается спирт, который обладает высокой калорийностю, не дает копоти и вредных выделений при горении.
Пропан – бутан также весьма калориен, но взрывоопасен, вреден для организма человека и потому требует специальной герметизации всей системы против возможных утечек.

 Удобны туристские газовые плитки с баллончиком, емкость которого при наличии еще одного запасного баллона достаточна почти на всю навигацию для 4 человек. 

Если использовать нормальную газовую двухконфорочную плиту, баллон для нее необходимо устанавливать на палубе в вертикальном положении, или же наклонном.

Керосин – неплохое топливо, но при горении дает много копоти, Для плитки или примуса в кардановом подвесе необходимо ространство 500 × 500 или несколько больше.


 На маленькой яхте можно установить примус в кокпите, чтобы рулевой мог присматривать за приготовлением пищи, но при этом необходимо исключить возможность опрокидывания кастрюли и ожогов (вообще ожоги при приготовлении пищи  - наиболее частый вид травматизма на крейсерских яхтах).

Устройство камбуза на небольшой яхте ясно из рис. 23. При наличии места хорошо рядом с плиткой иметь столик 400 × 400 мм или хотя бы выдвижную доску. 

Удобно иметь на яхте теплый ящик (подобие термоса), с двойными стенками и тепловой изоляцией между ними. В таком ящике можно сохранить горячую пищу, приготовленную на стоянке, что позволит избежать проделывания этой неприятной процедуры при крене и качке судна.

 Для посуды и хранения запасов продуктов необходимо выделить специальные яшики. Стол в каюте яхты также является насущной необходимостью.




 Он может иметь различное конструктивное оформление: откидываться от мачты или от трапа, опираться на швертовый колодец – но во всех случаях предпочитают складные конструкции.

 Размеры стола зависят от площади каюты. Шкаф для береговой одежды на 4 человека должен иметь ширину 250 – 400, глубину – до 500 и высоту 950 – 1100 мм. Устройство гальюна (рис. 6) на яхте связано с выделением определенного места и изготовлением или приобретением специального прибора.

На маленькой яхте наиболее целесообразно иметь под форлюком специальное ведро с герметически закрывающейся крышкой.  Ведро ставится в гнездо под койкой и выгораживается ящиком, стенки которого обшивают оцинкованным железом; ящик сверху закрывается крышкой на петлях.

 Если имеется возможность выгородить гальюн, то площадь желательна не менее 600 × 600 мм. Штурманский столик или планшет для карты кажется ненужной вещью на речном или озерном швертботе, но совершенно необходим для прибрежного круизера с удалением от берега на 8 – 10 миль.

 Его можно сделать откидным (от борта над койкой) так, чтобы он не занимал полезной площади каюты. Размер стола достаточен 500 × 650 мм.  На нижней поверхности стола можно сделать гнезда для прокладочного инструмента.

Форпик служит вместительным рундуком для предметов снабжения и непромокаемой одежды. Запас пресной воды практичнее всего хранить в алюминиевой или пластиковой  канистре.

Расположив все эти элементы в определенном порядке, получают эскиз планировки яхты. Не забудьте разместить вспомогательный двигатель. Стационарный двигатель обычно располагают под сходным трапом, устанавливая под наклоном 6 - 120 к горизонту.


 Подвесной двигатель можно навесить на кронштейн, укрепленный на транце, или непосредственно на сам транец (рис. 7). Иногда, при длинном кормовом свесе или вельботной корме, в кокпите устраивают колодец для подвесного мотора.

 Если на яхте будет подвесной мотор, следует позаботиться о месте для его хранения на борту; для этой цели можно использовать один из «гробов» или пространство под кокпитом.

Чтобы определить длину яхты, остается прибавить в корму от кокпита 600 – 900 мм для правильной дифферентовки яхты, а в нос от окончания коек – 20 – 25 % полученной длины (рис. 4 и 5).

На продольном разрезе нарисуйте профиль рубки, а на плане  - очертания ее комингсов. Высота рубки определяется высотой каюты, которая для яхт 5 – 7 м длиной составляет 1,1 – 1,7 м (табл. 1). 

На малых яхтах целесообразно делать не рубку, а надстройку, т. е. на части длины яхты увеличить высоту борта.  Этим достигается большая высота в каюте над койками, но зато необходима более прочная конструкция палубы надстройки. 

Если вы остановились на варианте с рубкой, по бортам от нее оставляют проходы по палубе шириной 120 – 250 мм.

Очень удобно иметь два выхода из каюты на палубу: сдвижной кап и форлюк; первый является основным, второй – облегчает работу с носовыми парусами и якорем. Размеры люков принимаются не менее 450 × 450 мм.

Дмитрий Курбатов.

Источник:  «Катера и Яхты»,  №1.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...