вторник, 11 октября 2011 г.

Прочно и герметично – новые судостроительные технологии.



С появлением синтетических полимеров судостроительные технологии начали претерпевать существенные изменения. Для соединения разнородных материалов —металлов, пластиков, стекла, дерева — были разработаны всевозможные клеи, жесткие и эластичные, позволяющие получить прочный стык без использования дополнительного крепежа.

Силиконовые герметики, широко известные в обычном строительстве, уже довольно давно применяются и на судах. Новинкой последних лет стали эластичные клеящие герметики на полиуретановой основе.

 При их использовании не требуются ни предварительная механическая обработка и подгонка конструкций, ни специальное оборудование. Склеенные конструкции лучше поглощают вибрации и шум, защищены от электрохимической коррозии, равномернее распределяют механические и температурные напряжения.

 Склеиванием удобно соединять секции и детали набора пластиковых судов, особенно в труднодоступных для ручной приформовки местах. Не менее целесообразной оказалась замена синтетическим клеем - герметиком традиционной конопатки растительной пряжей пазов деревянной обшивки и палубы.


 Клеи устойчивы к морской воде и солнечному свету, клеевые швы потом можно красить обычной краской. Наконец, клеящий герметик ремонтопригоден, он допускает восстановление клеевого шва после удаления старого слоя и обработки поверхностей составом - активатором, силиконовый же — нет.

На наших малых верфях часто применяют клеи производства различных компаний, среди которых наиболее известны “Sika” (Швейцария), “Tremco” (Канада), “Simson MSR” (Нидерланды).

 По назначению их можно условно объединить в три группы: конструкционные клеи, имеющие высокие механические свойства, оконные герметики, особо стойкие к ультрафиолетовому излучению, и палубные мастики, хорошо клеящие деревянные настилы.

 Есть и универсальные составы. Выпускаются обычно в стандартной упаковке — тубах - шприцах по 290—310 мл, а так же “колбасах” по 600 мл и ведрах — для профессионального применения.

Общепризнанным поставщиком клеев герметиков для судостроения является транснациональная компания “Sika”. Материалы “Sikaflex” так называемой “синей”, морской, серии нашли широкое применение в строительстве различных морских плавсредств, от яхт до пассажирских лайнеров.

 Они разрабатывались специально для судостроения, имеют международные сертификаты регистров Veritas и Lloyd, и представляют собой однокомпонентные полиуретаны, отвердевающие при взаимодействии с влагой воздуха.


“Sikaflex - 290DC” специально предназначен для заполнения пазов палубных досок из тика; обладает высокой стойкостью к ультрафиолету, пресной и морской воде, поддается шлифованию после застывания. “Sikaflex - 291” — универсальный клей герметик; пригоден для работы с большинством материалов, используемых в судостроении.

“Sikaflex292” — конструкционный клей - герметик, характеризующийся высокой механической прочностью; используется при соединении узлов и деталей, испытывающих высокие динамические нагрузки.

“Sikaflex295UV” предназначен для вклейки органических стекол (поликарбонат, полиметилметакрилат); обладает уникальной стойкостью к ультрафиолету и может быть использован в качестве герметика для обработки швов в наиболее ответственных местах, подвергаемых интенсивному ультрафиолетовому облучению.

“Sikaflex296” используется для вклейки обычных (силикатных) стекол иллюминаторов и панорамных окон.

“Sikaflex298”, представляющий собой клеящий состав с низкой вязкостью, используется для наклейки палубных досок, нескользящих покрытий и т. п.; обеспечивает эластичное водонепроницаемое покрытие.

Для получения долговременного, прочного и герметичного соединения решающую роль играет подготовка склеиваемых деталей соответствующим образом. Способ подготовки поверхности зависит от вида подложки (металл, пластмасса, дерево, краска и т. д.), условий эксплуатации, состояния поверхности, а также особенностей нанесения.


 В общем виде подготовка поверхности состоит из механической очистки, удаления пыли и обезжиривания. Большинство подложек перед нанесением клея дополнительно грунтуется. Грунт (праймер) модифицирует соединяемые поверхности, обеспечивая соответствующую адгезию клеящего состава.

Убедиться в том, что грунт — важнейшая составляющая технологии “Sikaflex”, очень просто. Проведите следующий эксперимент. Возьмите два обрезка тиковой рейки.

 Один обработайте праймером “Sika Primer -  290DC” и дайте высохнуть в течение 30–60 минут. Второй обрезок не обрабатывайте. Нанесите на оба образца “Sikaflex -  290DC” и дайте клею полностью затвердеть (выдержите в течение не менее семи дней).

 Опустите образцы в ведро с водой. Через два - три дня достаньте образцы и попробуйте оторвать “Sikaflex - 290DC”. С первого образца (обработанного праймером “Sika Primer -  290DC”) оторвать полоску клея от тика не удастся.

 При определенном усилии порвется сам клей, но от тика не отстанет. Со второго образца валик клея отстанет от тика при небольшом усилии.

 Комментарии здесь не требуются. Стоимость материалов “Sikaflex” на 1 м2  тиковой палубы составит порядка 45–50 евро.

Алексей Даняев.

Источник:  «Катера и Яхты» ,  №193.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...