пятница, 22 июня 2012 г.

«ALIEN 1350» - океанский круизер в стиле экстрим.



Конкурс яхтенных проектов – это возможность для дизайнера дать волю своей фантазии без привязки к требованиям и причудам конкретного заказчика и одновременно прекрасный способ продемонстрировать свой профессиональный уровень, объективно сравнить его с конкурентами.

Предлагаемый вашему вниманию проект “Alien 1350” (рис.1) был разработан бюро “Nazarov Yacht Design” в январе – феврале 2001 г. специально для международного конкурса “Design 2000 Competition”, проводимого старейшим британским яхтенным журналом “Yachting World”.



ЧТО ТРЕБОВАЛОСЬ СПРОЕКТИРОВАТЬ?
Круизную яхту длиной до 50 футов (15.24 м). Ограничений по применяемым материалам, количеству корпусов, вооружению и т.д. не было, оговаривался лишь экзотический маршрут круиза: из Англии через Атлантику, затем вдоль побережья Америки с заходом в Амазонку, спуск к кромке льдов в Антарктиде, выход мимо м.Горн на Таити, Гавайи и Аляску, далее транспортировка по суше на Великие озера, выход по внутренним водным путям в Атлантику и возвращение в Англию. (Подробные условия конкурса опубликованы в октябрьском номере журнале “Yachting World” за 2000 г.)



УЧАСТНИКИ КОНКУРСА
Конкурс собрал 52 участника из Австралии, Канады, Хорватии, Дании, Финляндии, Франции, Германии, Италии, Мальты, Нидерландов, Новой Зеландии, Словении, Испании, Швейцарии, Великобритании, Украины, Уругвая и с Бермудских островов.



 Среди наиболее интересных проектов были представлены:
“Corals Lie” — алюминиевый круизер традиционного типа (Рэймонд Уолл, Канада),

“Alien 1350” — экстремальная круизная яхта “по мотивам” Open50/60 (Альберт Назаров, Украина),

“Proactive” – разборное углепластиковое проа (Роберт Забуковиц, Англия),
“Bipolar Disorder” — углепластиковый катамаран с футуристическим дизайном (Питер Уолл, Англия),

“Unnamed” — шхуна с подъемным килем и водяным балластом (Джой Брандсе, Нидерланды),

Несмотря на отмеченный высокий уровень участников, жюри приняло решение не присуждать приз за первое место.



“ALIEN 1350”: ПОДРОБНОСТИ
Конечно, отправлять в традиционно консервативную Англию экстремальный проект на конкурс — это  риск. Достоверно известно, что на сегодняшний день привязанности англичан к тяжелым классическим яхтам и легким круизерам соотносятся примерно как 60:40, т.е. не в пользу последних. Но мы все же решили остановиться на performance cruiser”.

Alien 1350” сходна по концепции с South 35” (“Groupe Finot”). Подобные предложения уже есть и на российском рынке, например, целый модельный ряд яхт “Aerodyne” (конструктор — Роже Мартин) от “Bellamer.” Но все эти лодки предназначались для серийной постройки и продажи, что заставляло конструкторов балансировать между фантазией и реальностью.



Нам же хотелось разработать своеобразный concept car от яхтостроения, не особо заботясь о том, в какую сумму обойдется его постройка и кто потом это купит.
 Не скроем, многое было заимствовано из  решений и технологий постройки лодок классов Open 50/60, которые уже зарекомендовали себя быстроходными и вполне управляемыми минимальным экипажем, а в соответствии с последней редакцией правил Open 50/60 существенно повысилась их безопасность плавания в самых суровых условиях.

 Неслучайно, англичане в своих комментариях назвали “Alien 1350” “адаптированной Open 50”. “Alien 1350” нарушает сложившийся в традиционных яхтенных кругах стереотип о яхте для дальних путешествий (blue water cruiser) как о тяжелом судне.



 Налицо альтернативный подход, призванный удовлетворить активных яхтсменов, стремящихся к удобству и скорости – яхта достаточно вместительна и комфортабельна, ее высокая энерговооруженность означает также меньшие потребности в топливе и запасах, а малое водоизмещение — простоту транспортировки и даже... снижение стоимости! Благодаря подъемным рулям и плавнику ей доступны мелководные акватории.

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТА
АРХИТЕКТУРА:
Корпус имеет стремительные обводы, более характерные для “гонщика” (рис.2). Ширина и развал надводной части увеличены для лучшего раскрепления мачты стоячим такелажем.



 Более высокий надводный борт обеспечивает лучшую обитаемость и остойчивость формы на больших углах крена. Палуба имеет плавные линии с выпуклой формой иллюминаторов, просторный кокпит.

ВЫСТУПАЮЩИЕ ЧАСТИ:
Подъемный и качающийся бульбкиль – это, пожалуй, “изюминка” проекта. Предусмотрены два колодца: один в виде перевернутой призмы отформован в корпусе, второй, представляющий собой металлическую обойму, поворачивается с борта на борт внутри призмы (рис.3). 

В этой обойме размещается и “ходит” плавник киля. В нижнем положении он может наклоняться на борт на угол до 25° и фиксироваться, а в не отклоненном положении подниматься вертикально для уменьшения осадки до 1.1 м на ходу под мотором.



 Для демпфирования ударов, например при посадке на мель, предусмотрена некоторая свобода поворота киля в продольной плоскости. Привод его наклона гидравлический, для подъема используется лебедка.

Бортовые шверты поворотные, для простоты управления ими. Рулевое устройство – навесные на транце рули с подъемными перьями. Управление осуществляется штурвалом; аварийное – съемным румпелем.

ПАРУСНОЕ ВООРУЖЕНИЕ:
Мачта - крыло поворотная на угол до 70°, установлена в степсе на палубе.
Х - образные краспицы обеспечивают жесткость в двух плоскостях.
Такелаж – пара отнесенных в корму вант, штаги и ромбованты.
Носовые “рога” используются для выноса галса спинакера на ветер.

Уишбон - упор гика сохраняет форму грота и облегчает его уборку.
Паруса: грот со сквозными латами, стакселя с закрутками, внутренний стаксельавтомат, асимметричный спинакер.

ОБЩЕЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ:
Салон, три двухместные каюты, санузел с гальюном и душем, штурманский стол, камбуз, шкафы и т.д.

МАТЕРИАЛ:
Сэндвич из стеклопластика и ПВХ, с местными усилениями из углеволокна. Безопасность обеспечивается четырьмя водонепроницаемыми отсеками. Аварийный люк в транце – стандарт классов Open. Плюс существенный запас остойчивости – угол заката диаграммы более 130° (рис.4).

ЧТО ДАЛЬШЕ?
Наша цель оказалась достигнутой – к “Alien 1350” проявлен интерес. Даже яхтсмены из стран с развитой парусной культурой и собственной яхтенной индустрией – шведы, французы, испанцы и итальянцы –  интересуются, будет ли он запущен в производство, ведь в случае постройки корпусов у нас стоимость готовой лодки (разумеется, с импортными комплектующими) будет ниже европейской.

Однако пока очень немногие яхтсмены стран СНГ могут позволить себе такую крупную яхту, предназначенную исключительно для отдыха. Поэтому нами разработана и уменьшенная версия “Alien 1350” – проект “Pluto 800” (рис. 5) класса Т 800.

 “Младший братишка” выглядит более перспективным для реализации в условиях нашей действительности. Уже есть в эскизах и чартерная версия “Alien 1350” – с платформой для надувной лодки или купания на транце и несколько увеличенным водоизмещением.

В настоящее время коллектив бюро завершает разработку ряда проектов небольших парусных судов, в том числе – предназначенных для самостоятельной постройки. Возможно, некоторые из этих проектов будут опубликованы в “КиЯ”.
В общем, куча идей, которые ждут своего часа...

ОБ АВТОРАХ ПРОЕКТА
Творческий коллектив “Nazarov Yacht Design” – преподаватели, бывшие и нынешние студенты Севастопольского ГТУ (ранее СПИ, где еще в 60е гг. развивалось яхтенное направление), инженеры ведущих судостроительных КБ г.Севастополя и просто яхтсмены и строители. 

Сейчас по проектам NYD строится несколько лодок, а кое - что уже эксплуатируется. NYD занимается научно - исследовательской работой в области гидродинамики и проектирования яхт, сотрудничает с местной фирмой AWL, специализирующейся на постройке малых судов из стеклопластика (возможной площадкой для строительства “Alien 1350”), другими строителями и с Регистром Судоходства Украины.

В 1999 г. КБ NYD уже участвовало в международном конкурсе проектов (“Yachting Monthly” в Англии) и сразу вошло в число победителей, тогда катамаран “Summer Winds 21” оказался среди 6 финалистов из 212 и лучшим среди многокорпусников.

Забавная деталь: эта лодка в стиле экстрим была начерчена за месяц... в экстремальных же условиях — в Крыму прошлой зимой отключали электричество каждые 2 часа. Вот так!

Альберт Назаров.

Источник:  «Катера и Яхты»,  №179.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...