суббота, 5 ноября 2011 г.

Как рождался «ЭЛЬФ». Комментарии конструкторов.


Мысль построить спортивную яхту появилась у нас еще в 1996 г. Через некоторое время определились с концепцией — это должна быть спортивная яхта длиной около 8 м (проект так и назвали – «8m»), быстроходная, без оглядок на формулы обмера. 

К тому времени IOR начал умирать даже у нас, а перспективы IMS в России выглядели не очень радостно. Начали с  обработки статистических данных ветровых условий Финского залива.

Оказалось, что если хочешь выигрывать на Балтике, то лучше всего лодка должна идти при ветре 2—3 балла. Исходя из этого и проводили оптимизацию.

После достаточно продолжительных изысканий остановились на следующих параметрах будущей яхты:  длина — 8 м, ширина — 2.5 м,  площадь парусности — 42 м2 , водоизмещение — около 1300 кг, узкий киль с большим удлинением и бульбом весом 600 кг и осадка — не меньше 1.8 м.

Материал корпуса – сэндвич: эпоксидный пластик и пенопласт. В 1998 г. мы взялись за постройку, которую завершили весной нынешего года.

К этому моменту в Пскове уже скинули «Ветер», сделанный по  болвану нашего же корпуса, появились другие спортивные современные лодки – «Сантеры760» и «А767».



 Осенью 2002 г. в Н.Новгороде было принято решение начать строительство новых яхт, соответствующих правилам класса «Т800». Вместе с Михаилом Тихоновым — главным конструктом этого проекта — мы взялись за их разработку. 

Полученный за время постройки «Эльфа» практический опыт помог в новом проекте избежать многих ошибок, и уже в январе 2003 г. началось изготовление оснастки  для новых яхт.

 Строительство велось невероятно быстрыми темпами, и весной стало ясно, что наши «друзья - соперники» на воде будут раньше нас.

Так и вышло — уже в июне они спустили на воду лодки, которые с первых  гонок заявили о себе как о непревзойденных ходоках.

 По сути, яхты «Ракета» и «Африка» стали неким логическим продолжением концепции «8m», заложенной тогда в 1996 г.

Первые гонки.

 Такого удовлетворения, как от Парусной недели этого года мы, пожалуй, не получали никогда. После пятилетнего сидения на берегу идти за частую впереди всего флота, в котором есть лодки на 3—4 м длиннее, согласитесь, приятно.

 Правда, не все у нас получалось — мы привыкали к лодке, лодка привыкала к нам — но настроение было восторженное. И хотя гандикап отодвинул нас за черту призеров, даже не расстроились.




Начиная с С.Петербургской недели, мы не пропустили ни одной гонки в городе. На самой Неделе стали пятыми, хотя по сумме истинного времени опередили ближайших конкурентов из всех групп, ходивших по нашей дистанции,  на час. Это были «Аризона» («ЛЭС - 35») и «Bellamer» («Sunter760»).

По результатам сезона можно сказать, что ходом мы проигрываем «Цетусам» (но и с ними можно бороться), «Сантеры» и «Алекстар767» выигрывают у нас бакштаги и галфвинды в сильный ветер (отчасти благодаря геннакерам), однако этот отрыв легко отыгрывается на лавировке.

 Создалось впечатление, что еще много резервов и у нас и у лодки – всетаки это первый сезон.

Мы убедились, что «Эльф» — яхта именно такая, какой ее задумывали — универсальная морская лодка, способная идти с максимальной скоростью в различных погодных условиях. Можно сказать, что показанные скорости очень близки к расчетным.

 При ветре в 4 балла ходом в лавировку скорость превышает 6 уз. Баллах при пяти в бакштаг «Эльф» может идти стабильным ходом в 11 уз. Максимальная скорость, до которой удалось разогнать яхту в этом сезоне, — 14.2 уз

 А поскольку это происходило ночью, ощущения остались незабываемые. Думаем, что 14 уз — это не предел. От управляемости яхты мы просто в восторге.



 За все время так ни разу и не попали в брочинг, хотя под спинакером на галфвинде нас порой укладывало так, что стаканы леерных стоек были уже под водой, а от каждой стойки  шло по два могучих пенных «жгута».

Лодка прекрасно уцентрована и имеет очень много возможностей для настройки. На острых курсах «Эльф» идет обычно с несколько большим креном, чем другие яхты, но так и задумывалось.

 Благодаря форме корпуса, лодку при крене не приводит к ветру. Поэтому диапазон рабочих углов крена у нас больше, чем обычно.

Тридцатиградусный крен во всяком случае никого не беспокоит. Несмотря на низкий борт и очень острые обводы, на палубу «Эльф» принимает воды, как нам показалось, даже меньше обычного четвертьтонника и очень легко всходит на волну.

Что касается недостатков, то они есть. Не очень удобно сидеть рулевому при больших углах крена. Палуба в этом месте узковата, спина упирается в леер, от этого быстрее устаешь. Туговато ходят фалы из - за постоянного изгиба мачты, слишком велико трение. 



Большая нагрузка на гикашкот, проведенный в четыре лопаря, — тяжело выбирать. Пробовали сделать в пять лопарей, но отказались — слишком много веревки приходится выбирать на маневрах.

Что дальше?…

Никаких серьезных модернизаций яхты мы не планируем, разве что надо будет поработать с парусами. Здесь явно имеются большие резервы. Обязательно пошьем геннакер и подумаем, как изменить форму генуи.

 Отсутствие первого в этом году нанесло нам серьезный урон. Есть определенный диапазон курсовых углов, когда спинакер нормально вынести уже не можем, а под генуей у лодки нет такого хода, какой мог быть в этих условиях.

 Что касается генуэзского стакселя, то у него слишком острый вход. Такой стаксель позволяет идти круче всех к ветру во флоте, и на гладкой воде это неплохо, но на волнении его форма, пожалуй, должна быть другой.



 Что касается подобных яхт, то интерес к ним постоянно растет, поэтому, несомненно, появятся проекты в развитие яхт типа «8m». Совершенству, как известно, нет предела…

Андрей Косоротов, Михаил Матаруев.

Источник:  «Катера и Яхты»,  №187.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...